ՀԵՌՈՒՍՏԱԾՐԱԳՐԵՐ - Հեղինակ՝ . Monday, January 11, 2010 10:25 - 2 քննարկում

Նոր մանթաշովներ՝ ծնված նավթահորերում… В чем Вы видите будущее Армении? В интеллектуальном потенциале нашего народа.

Без права на ошибку

Михаил Багдасаров

От этого человека зависит благополучие стольких людей, что в своих решениях он не имеет права ошибаться. Вот главное ощущение при встрече с Михаилом Багдасаровым.

Что сформировало Вас как человека, как личность?

Наверное, это началось с семьи, двора, школы. Занятия спортом — футболом, самбо, шахматы, потом учеба и служба закалили, тем более служба в войсках, имеющих свою специфику. На каждом этапе формировались какие-то черты. Выносливость, работоспособность, поведение в обществе.

Иногда спрашивают: похож ли бизнес на войну? В целом, конечно, нет. Но служба помогает тем, что армия — подготовка к войне. Армия учит, что нельзя заниматься экспромтами, все надо считать, везде искать сильные и слабые стороны. Часто я выигрывал работоспособностью.

Не секрет, что Вы добились больших успехов в бизнесе. Что Вам в этом помогло и что, по-Вашему, обеспечивает результат?

Если все так считают, наверное, я в самом деле чего-то добился. По большому счету я не стремился этого добиться. Так складывались обстоятельства. После известных событий в Баку родственники перебрались ко мне, нужно было их устроить, содержать. Карьера офицера к тому времени развивалась нормально, я был на хорошем счету, меня наградили орденом по указу Президиума ВС СССР.

Но пришлось бросить службу и начать заниматься бизнесом.

У Вас очень диверсифицированный бизнес — цемент, топливо, авиаперевозки, строительство, продукты питания. Это ваш принцип?

Нет. Вначале я занимался нефтепродуктами на севере СССР, где служил и начал заниматься бизнесом. Потом пригласили заняться нефтепродуктами в Армении. Вскоре понял, что невозможно вести бизнес в Армении, находясь в Москве, и переехал в Ереван. Потом многие — в том числе журналисты — стали говорить, что надо развивать промышленность в регионах. Я приобрел цементный завод в разобранном виде в Котайкском районе в Раздане. Приобрел завод по выпуску минеральной воды «Дилижан» в городе Дилижане в Иджеванском районе.

Меня всегда учили смотреть на тех, у кого лучше, а не на тех, у кого хуже. Мы восстановили цементный завод, стали выпускать больше, чем могли продать, потом ситуация изменилась и оказалось, что цемента не хватает. Сейчас это самый прибыльный бизнес. Цемент стал нужен всем — не только в Армении, но и в Грузии, Иране, Ираке.

Три года Армсбербанк выставлялся на продажу, и никто не мог его купить, притом что одним из покупателей был Европейский банк реконструкции и развития. Мы с партнером купили вдвоем, потом он ушел. Банк удалось поднять, и два года назад 70 процентов акций было продано «Внешторгбанку» России. Cейчас банк называется «Внешторгбанк Армении».

Мы занимались поставками керосина в Армению, были связаны с работой аэропорта, авиакомпаний. Ужесточение правил в Европе по поводу шумов и прочих требований привело к тому, что советские самолеты стали непроходными в Европе. В этот момент, в 2001 году, мы создали компанию «Армавиа», которая начала совершать два рейса — в Стамбул и Москву. В 2003 году государственная компания «Армянские авиалинии» была закрыта. «Армавиа» совместно с компанией «Сибирь» участвовала в тендере и получила право совершать рейсы. С 2004 года компания стала национальным перевозчиком. Сейчас у нас уже достаточно хороший парк самолетов — Airbus-319, -320. Идут переговоры о покупке Airbus-321 и других новых моделей самолетов. В прошлом году компания перевезла более 500 тыс. человек, в этом году, наверное, будет то же самое, в следующем планируем достичь уровня 600 тыс. пассажиров.

Животрепещущий вопрос — цена на билеты.

Цена формируется на рынке. Армения — небольшая страна, но сюда летают самолеты таких известных компаний, как «Бритиш эйруэйз», «Люфтганза», «Австрийские авиалинии», «Чешские авиалинии», «Арабские авиалинии», компании из России, Ирана, Сирии и многих других стран. Несмотря на это, «Армавиа» не только не сдает позиций, а, наоборот, укрепляет их. Цену на билеты определяют затраты на топливо. Взвинченные цены на нефть сильно повлияли на стоимость авиаперевозок. Сейчас цены на нефть упали, но все еще остаются высокими. Европейские самолеты в этом смысле выгоднее, экономичнее по расходу. Мы не можем просто так поднять или опустить цены. Для сравнения могу сказать, что цены на авиабилеты в Грузии гораздо выше.

Туристическим компаниям в Беларуси (наш разговор происходит в Минске. — Прим. ред.) мы можем предложить перспективные варианты: Минск-Ереван-Дубай, Минск-Ереван-Анталья. Сегодня все едут в Москву и оттуда четыре с лишним часа летят в Дубай. Путь через Ереван гораздо короче. Мы можем организовывать такие рейсы, поэтому я хотел бы предложить туристическим компаниям рассмотреть такую возможность. «Белавиа» и «Армавиа» могут сотрудничать в этом направлении.

Вы вкладываете в экономику Карабаха. Поддерживаете виноделие, ювелирное производство, хотите активизировать туризм. Чем диктуются эти вложения?

Желанием помочь людям. Создать рабочие места. Сегодня Карабах сделал большой шаг вперед в самых разных областях — градостроительстве, культуре. Надо сделать все, чтобы к тому времени, когда политики решат спорные вопросы, жизнь людей в Карабахе не отставала бы от остального мира.

Есть ли разница ведения бизнеса в Армении и во всем остальном мире?

Я всегда говорю: если вы сумеете вести бизнес в Армении, значит, сумеете работать в любой точке мира. В Армении трудно вести бизнес, но это хорошая школа.

Каким должен быть современный армянский бизнесмен?

Армянский бизнесмен должен быть интеллектуально образованным, хорошо разбираться в экономических вопросах. Кроме этого, он должен быть патриотом. Помогать своему народу, своим согражданам. С учетом своего географического положения и политического окружения Армения не может позволить себе иметь других бизнесменов. Сейчас постоянно проводятся различные телемарафоны по сбору средств, которые, помимо всего прочего, создают нужную атмосферу в среде бизнесменов.

Всем известны армянские традиции меценатства. Сегодня премии в области армянской культуры до смешного малы. Может быть, бизнесмены должны сообща довести их размер до более достойного уровня?

То, что сегодня мы поднимаем эти вопросы, — уже показатель улучшения ситуации. Лет десять назад стояла единственная задача — накормить народ, устроить беженцев. Сегодня нас уже заботят культура, искусство. Значит, мы на пути к оздоровлению общества. Нужно еще учесть, что в советское время был, к примеру, избыток тех же театров, существовал чуть ли не план по театрам. Сегодня рыночная экономика диктует другие цифры. Хотя многие энтузиасты сохранили свои театры. Мы финансируем русский театр имени Станиславского в Ереване, помогаем с выездами на гастроли за пределы Армении.

А какую, по-Вашему, роль должны играть бизнесмены в политике?

Вообще, бизнесу в политике не место. Представителям бизнеса незачем занимать депутатские кресла. Парламент должен быть профессиональным, и мы все равно к этому придем. Бизнесмены должны поддерживать те политические силы, чью линию они считают правильной.

Известно, что Вы неравнодушны к футболу. Расскажите о своей поддержке развития спорта в Армении.

В спорт, так же как и в искусство, нужно вкладывать деньги. Это в первую очередь надежность обороны страны, а надежность ее обороны — это спокойствие бизнесменов. Мы создали спортивное общество — клуб «Мика» на базе спортивного комплекса завода «Армэлектромаш», от которого осталось одно название. Но нам нужны были в первую очередь территория, коммуникации. Мы построили там прекрасный стадион, спортивные залы — у нас занимаются футболисты, шахматисты, борцы, штангисты.

Футбольный клуб «Мика» традиционно успешно участвует в чемпионате и Кубке Армении. У нас есть и внутренний турнир по мини-футболу для восьми команд. Я тоже участвую — в команде руководства. У нас играют ветераны, такие как знаменитый в прошлом футболист Аркадий Андреасян.

Спорт — это не только здоровье будущих поколений, это и консолидация нации.

Вы поддерживали армянскую команду КВН. Для многих из ее участников КВН оказался хорошим жизненным стартом.

Я многих поддерживаю в начальный период. Считаю, что человеку нужно дать толчок. Помочь на старте, а дальше он должен сам развиваться — потому что помощь нужна и в других местах.

В чем Вы видите будущее Армении?

В интеллектуальном потенциале нашего народа, в традиционном для наших людей стремлении дать своим детям хорошее образование. По большому счету в любой сфере деятельности человечества армяне присутствуют — либо на первых ролях, либо как компетентные специалисты. Поэтому нам легче быстро выводить из отсталости целые отрасли. Вчера в Армении неважно обстояли дела с газификацией, сегодня Армения входит в пятерку газифицированных стран мира. Недавно еще не было света, Ереван жил в темноте. Сегодня он освещен не хуже других столиц. И все это экономически обосновано, оплачено потребителями. В Армении давно стоят счетчики на газ, воду, электричество, есть дневной и ночной тарифы на электричество. Я уверен, что в ближайшие годы проблема отопления будет окончательно решена, никто и не поверит, что десять лет назад городские квартиры топились дровами.

Вас включают в число 30 наиболее влиятельных представителей бизнеса в СНГ. Ваш бизнес выходит за пределы Армении. Как в связи с этим Вы оцениваете ситуацию для бизнеса на постсоветском пространстве?

Наряду с положительными явлениями, подъемом экономики после глубокого упадка очень многое остается еще сделать. Сегодня происходит процесс размежевания, создания отдельных объединений стран внутри СНГ, например, появился ГУАМ. Все зависит от воли и желания народов и их руководителей.

Что Вы считаете главными положительными и отрицательными чертами в армянском характере?

Наши главные плюсы и минусы совпадают — например, самоуверенность. Иногда она может быть полезной, иногда — вредной.



2 քննարկումներ

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

Արտակ
Jan 11, 2010 18:00